Давид Тенирс "Искушение св. Антония"

Давид ТЕНИРС Младший

ИСКУШЕНИЕ СВ. АНТОНИЯ

Сер. 1640-х

Дерево (дуб), масло. 22,2 х 16,7 см

Внизу, слева, на камне монограмма.

Происхождение:

- Достопочтенный Чарльз Александр де Калони (The Rt. Hon Charles Alexander de Calonne);

- Скиннер и Дейк (Skinner & Dyck), Лондон, 23 марта 1795 г.;

- Кальбреннер (Kalbrenner);

- М. Закери (M. Zachary);

- Кристис (Christie's), Лондон, 30-31 марта 1838 г., лот № 34 (продана за 98 гиней лорду Лэндсдауну (Landsdowne));

- Во владении Томаса Эгнью и сыновей (Thos. Agnew & Sons), Лондон;

- Сэр Майкл Шоу-Стюарт, 7-й барон Гринкока и Блэкхолла (Michael Shaw-Stewart, 7-th Bt. of Greenock and Blackhall, 1826-1903);

- По праву наследства находилась в Фонтхилле (Fonthill)  у третьего сына баронета Уолтера Ричарда Шоу-Стрюарта (Waltera Richard Shaw-Stewart, 1861-1934) и его второй дочери Ирн Беатрис (Irene Beatrice), жены бригадира Реджинальда Гордона Уорда Риммингтона (Reginald Gordon Ward Rimmington)​.

Литература: J. Smith, A Catalogue Raisonne etc., London, 1842, IX, стр. 409, № 12.

Картина зарегистрирована в Нидерландском институте истории искусств (Гаага) как бесспорное произведение художника (№ 229837); https://rkd.nl/explore/images/229837

Сравнение с датированными работами Тенирса позволяют предположить, что данная работа была написана в середине 1640-х годов: светящиеся серо-коричневые тона с акцентами якро-красного и синего типичны для данного периода. Конкретно эта композиция была , видимо, удачна, поскольку известно несколько других версий и копий различного уровня качества. Живший в XIX веке известный искусствовед Джон Смит, описывая эту картину в своём "Альбоме-каталоге работ наиболее выдающихся голландских, фламандских и французских художников" (J. Smith, A Catalogue Raisonne etc., London, 1842) отмечает, что она "написана с удивительным настроением и деликатностью касания".

Начиная с эпохи Средневековья св. Антонию поклонялись как нравственному примеру для христиан и стремились ему подражать. Св. Антоний родился в Верхнем Египте в 251 году и происходил из знатной христианской семьи. В возрасте двадцати лет он отрёкся от всяких земных владений и удалился в пустыню, где прожил много лет в одиночестве. Там, согласно легенде, он посвятил свою жизнь самоотречению и аскезе, сопротивляясь искушениям Сатаны и его демонов.

Искушение св. Антония было популярной темой у фламандских живописцев XVI и XVII веков. Живописная традиция ведёт своё начало от странных и чудесных образов Иеронима Босха (ок. 1450-1516) и продолжается в творчестве Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525/30 - 1569) и его сына Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). Начиная с 1630-х годов тема изображения демонов, нападающих на св. Антония, становится фактически личной специализацией Давида Тенирса Младшего, и в продолжение всей своей карьеры живописца он постоянно к ней возвращается, создавая бесчисленные изобретательные вариации. Вне всяких сомнений, притягательность сюжета обусловлена наличием в истории фантастических элементов, которые позволяют художнику отдаться полёту воображения и в то же время передать нравственный посыл: "Блажен муж, который вытерпит искушение во время испытания: он получит венец жизни, который обещал Бог любящим Его".

ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ

TENIERS, DAVID II

1610, АНТВЕРПЕН — 1690, БРЮССЕЛЬ

Давид Тенирс, крещенный в Антверпене 15 декабря 1610 года, был сыном художника и торговца предметами искусств, носившего то же имя. Он учился у своего отца и стал мастером антверпенской гильдии св. Луки в 1632-1633 гг. 22 июня 1637 года он женился на Анне Брейгель, дочери знаменитого художника Яна Брейгеля-старшего. После смерти последнего в 1625 году, опекуном Анны был Рубенс, он также был и свидетелем на её свадьбе. Этот союз принёс Тенирсу богатство и статус, и в 1642 году молодая семья поселилась в старом доме Брейгелей в Утрехте.

В 1644-1645 гг., когда Тенирс был избран деканом антверпенской гильдии, его слава практически достигла своего пика. В эти годы его покровителем был любитель и знаток искусства Антоний Трист, епископ Гента: именно под его влиянием в 1647 году Тенирс получил свой первый заказ от недавно назначенного губернатора Юга Нидерландов, эрцгерцога Леопольда-Вильгельма. В 1650 году Тенирс переезжает в Брюссель, чтобы занять место при дворе эрцгерцога в качестве его камердинера. В 1651 году он совершает путешествие в Лондон, чтобы приобрести картины из бывшего собрания короля Карла I и пишет серию картин, изображающих интерьер картинной галереи Леопольда-Вильгельма. Также он начинает амбиционный проект по созданию иллюстрированного каталога итальянских картин, находящихся в герцогском собрании. Для этого он пишет малоразмерные копии картин эрцгерцога, которые послужили моделями для 243 гравюр, в итоге опубликованных на средства художника в 1660 году, через четыре года после возвращения Леопольда-Вильгельма в Вену. Тенирс продолжил карьеру придворного живописца и при приемнике последнего, доне Хуане Австрийском вплоть до 1659 года. Среди королевских покровителей художника были также король Испании Филипп IV, шведская королева Кристина, король Англии Яков II и Вильгельм Оранский.

В 1656 году первая жена Тенирса умерла, и менее чем через полгода он женился во второй раз на аристократке Изобелле де Френ, дочери секретаря Брабантского Совета. На следующий год он отправил петицию королю Испании о присвоении ему статуса дворянина. В 1663 году, после длительной задержки, он наконец получает сертификат, присваивающий ему право использования дворянского титула при том условии, что он не будет работать за плату и не будет продавать свои работы через выставки. Судя по всему, эти требования не устроили Тенирса, потому что, как кажется, он никогда не использовал свои титул, хотя при этом он использовал право на герб. Около 1662 года Тенирсу удалось купить имение в Перке, недалеко от старой резиденции Рубенса. В 1663 году Тенирс сыграл одну из ключевых ролей в основании Академии в Антверпене, построенной по римской и парижской моделям. Он продолжал рисовать почти до самой старости: последняя его датированная работа относится к 1683 году. Умер Тенирс в апреле 1690 года в Брюсселе. 
 

ГАЛЕРЕЯ ВОБЛИКОВА

ОСНОВАНА В 2003 ГОДУ

  • Facebook - Grey Circle

119071, Москва, 2-й Донской проезд 4, стр.1, оф 320

 тел. +7 (916) 272 49 36 | +7 (985) 767 21 68 (реставрация)

galleryvoblikov@gmail.com

© 2003-2018 «Галерея Вобликова | продажа картин | реставрация» Moscow | Russia