Бонавентура ПЕТЕРС
ГОЛЛАНДСКИЕ И АНГЛИЙСКИЕ СУДА В ПОРТУ ПЕНЬОН-ДЕ-ВЕЛЕС-ДЕ-ЛА-ГОМЕРА
1650-52
Холст, масло. 54,8 х 84,8 см
Происхождение: В частной коллекции в Нидерландах до 1964 года; Галерея Nyustad, Гаага.
Опубликована: Rheydter Jahrbuch, 26, 2002, P. 127
Экспонировалась на выставке: Ein Fest der Malerei – Gemalde des 16. – 18. Jahrhunderts aus den Niderlanden und Flandern. Музей Кунст палас, Дюссельдорф, 16.07.–06.11.2005. (см. этикетку на обороте).
Картина зарегистрирована в Нидерландском институте истории искусств (Гаага) как бесспорное произведение художника (№ 38656)
Фламандский живописец Бонавентура Петерс известен как автор картин, на которых с топографической точностью изображены виды реки Шельды, Северного моря, порты Скандинавии и даже город Архангельск, что позволило исследователям предположить, что в основе пейзажей лежат личные впечатления художника. Вместе с тем, экзотические средиземноморские виды ближневосточного и, как в нашем случае, североафриканского побережья, пользовавшиеся большой популярностью у современников, условны, даже фантастичны и, скорее всего, написаны по гравюрам или рисункам путешественников.
На картине изображен небольшой скалистый полуостров на побережье Марокко: Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера, до сих пор являющийся суверенной территорией Испании. Панорамный морской пейзаж с иллюстративным сюжетом, "для рассматривания", написан тонко, с полупрозрачными лессировками, с тщательно и детально выписанными морскими судами и стаффажем (к счастью, этот старинный морской пейзаж дожил до нашего времени в прекрасном состоянии сохранности). Надо отметить, что картина, и это характерно для произведений фламандской школы живописи, производит сильный декоративный эффект.
В непосредственной композиционной и стилистической близости с нашей картиной находится: «Корабли вблизи средиземноморского города» 1650-52 гг., дерево, масло, 65,7 x 94,5 из Королевских музеев изящных искусств, Брюссель. Инв. № 6269.
ПЕТЕРС, БОНАВЕНТУРА
PEETERS, BONAVENTURA
1614, АНТВЕРПЕН — 1652, ХОБОКЕН (АНТВЕРПЕН)
Известный фламандский живописец и гравер. Маринист. Учился у своего отца. Работал сначала в Антверпене, где, одновременно с братом Гиллисом, в 1634 году был принят в гильдию живописцев им. Святого Луки. Имел с братом общую мастерскую. Затем Бонавентура Петерс переехал в Хобокен - южный пригород Антверпена.
Произведения художника представлены в музейных собраниях Лондона, Берлина, Вены, Парижа, Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж).
Литература о художнике: M. Suchomel, 'Some Observations on the Reciprocal Similarity of Seventeenth-Century Marine Paintings', Bulletin of the National Gallery of Prague 10 (2002), p. 62-67
