Каталог > Старые мастера > Голландия > Якоб Эсселенс
Описание
Представленная картина является характерным примером голландского тонального пейзажа.
Проблема передачи в живописи влажного морского воздуха, характерного для голландской природы, привела к появлению уникального явления в европейской живописи 17 века – тонального колорита. Художники, сознательно ограничивая палитру, отказывались от ярких, локальных цветов и использовали серебристо-охристую или оливковую гамму. Все детали картины изображались посредством градаций тона. В результате, все части картины, все предметы были объединены общим тоном, и общий тон создавал необычайную целостность всей композиции. Специфический голландский воздух «заполнял» иллюзорное пространство в картине и все в ней было погружено в единую световоздушную среду.
Тональный колорит использовался во всех жанрах, но особенно - в пейзаже, где световоздушная среда наиболее сильно выявлялась в перспективных далях. Такие пейзажи принято называть «тональными», а наиболее характерные их виды - морские и прибрежные (речные и приморские).
Тональный пейзаж явился настоящим открытием голландских художников 17 века и послужил формированию принципов реализма в голландской живописи.
Провенанс
A. Яффе, Берлин, 1929 год.
Торги Kunsthaus, Берлин, 20 октября 1931, лот 611, как Беркхейде.
Галерея Mieck, 1967.
Стиль
Голландский реализм
Эсселенс, Якоб
Esselens, Jacob
1627 (Амстердам) - 1687 (Амстердам)
Голландский рисовальщик и живописец, мастер пейзажа. Неизвестно, получал ли он профессиональное образование как художник, возможно, он был самоучкой, однако сам себя позиционировал как художника, о чем свидетельствуют записи о его бракосочетании в 1668 году. Параллельно художественному творчеству, как и многие старинные голландские живописцы, занимался бизнесом – торговал шелком и бархатом, причем весьма успешно. Его текстильный бизнес способствовал частым поездкам за рубеж. Он посетил Италию, Францию, Англию, Шотландию. В 1660 году в Англии по заказу амстердамского юриста и коллекционера Лоуренса ван дер Хема исполнил серию рисунков с панорамными видами старинных английских городов: Чатем, Гринвич, Лондон, Рочестер и др. Впоследствии эти рисунки из колоссальной коллекции Хема вошли в состав 50-томного атласа, собранного амстердамским картографом Джоном Блау. (В настоящее время хранится в Национальной библиотеке, в Вене). Эти тома вошли в основу монументального Atlas Major опубликованного в 1662 году. В 1663 Эсселенс отправился в творческое путешествие вдоль Рейна с двумя известными голландскими художниками Гербрандом ван дер Экхаутом и Яном Ливенсом. Из рисунков всех трех художников можно установить общие ракурсы и композиции. Несмотря на узнаваемый, индивидуальный стиль, Эсселенс часто испытывал влияние других известных художников. В его лесных пейзажах заметно влияние Антони Ватерлоо; в пейзажах с холмами – его компаньонов по путешествию Экхаута и Ливенса. В его приморских пейзажах с рыбаками и торговцами рыбой с их характерной передачей влажного морского воздуха заметно влияние Адриана ван де Вельде и Симона де Влигера. Его пейзажи носят иногда несколько эклектичный характер, но выполнены на высоком художественном уровне. Некоторые его пейзажи, возможно, были вдохновлены гравюрами и рисунками Рембрандта с изображением голландской сельской местности, исполненные в 1640-1650-х годах. Это дало основание в XIX веке считать Эсселенса учеником Рембрандта, однако, это преувеличение.
Он умер богатым человеком, его старинный друг и коллега купец Авраам Ратгерс стал опекуном его детей, а также управляющим его имущества и владельцем многих его произведений.
Произведения Якоба Эсселенса представлены в музейных собраниях Амстердама (Рейксмузеум), Нью-Йорка (Метрополитен музей), Парижа (Лувр), Бостона, Гааги, Копенгагена и др.
Литература: L.Bol: Die Hollandische Marinemalirei des 17. Jarhunderts, Brunswick,1973.
купить старинную картину, купить антикварную картину, картины голландских художников купить, картина импрессионизм купить, реставрация картин