Поиск
  • Николай Вобликов

Эту картину искали 200 лет

Невероятная находка

Николай Вобликов

Однажды в сентябре 2008 года на второстепенном аукционе в Европе я обнаружил небольшую картину «Встреча Давида и Авигеи» (холст, масло. 33 х 49,5). Имя художника было неизвестно, возраст картины – предположительно XVIII век.


Меня поразило высокое качество живописи. Неизвестный художник был поистине выдающимся мастером. Я решил купить эту картину и, так как мастеров такого уровня было немного, я был уверен, что найду автора. Тогда я даже не догадывался, какая находка попала мне в руки.


Встреча Давида и Авигеи

Уже в Москве, в своей реставрационной мастерской, работая с микроскопом, я под слоем потемневшего лака обнаружил очень тонкую, но ясную монограмму “N.V.” и год: 1717. Расшифровать монограмму не составило труда. Я был счастлив: через 250 лет картина вернула себе имя автора.



Она принадлежала Никола Флейгельсу (1668 - 1737) – французскому придворному художнику короля Людовика XV и близкому другу Антуана Ватто.

Находка оказалось финалом другой истории длиною в 50 лет

Инна Сергеевна Немилова

В 1964 году в Отдел французской живописи XVIII века Государственного Эрмитажа неизвестная женщина принесла некий эскиз. При первом же осмотре на эскизе были найдены монограмма «N.V.» и год 1717.


Руководитель отдела Инна Сергеевна Немилова - крупнейший специалист по истории французской живописи XVIII века, удивительным образом вспомнила, что в архивных записях о продажах из Эрмитажа в XIX веке, в эпоху царя Николая I упоминался некий эскиз «Встреча Давида и Авигеи». Проверка установила, что это именно он.


Через почти 150 лет эскиз чудесным образом вернулся «домой». Это была настоящая сенсация.

Но где же картина, написанная по эрмитажному эскизу? Инна Сергеевна решила «развить успех» и найти картину. Почти 30 лет она не прекращала поиск. Время от времени она публиковала промежуточные результаты поисков в научных статьях, в научном каталоге «Французская живопись XVIII века в собрании Эрмитажа» и в своей научно-популярной книге «Загадки старых картин», которая вышла в СССР в 1973 году и позднее два раза переиздавалась.


Был собран большой материал о жизни и творчестве художника. Выдвигались и уточнялись гипотезы. Но все тщетно. Картина бесследно исчезла в конце XVIII века.


Из ее публикаций мне стало известно, что Флейгельс в период между 1717 и 1720 годами (то есть между эскизом и гравюрой, которая была сделана уже по картине) для получения должности придворного живописца написал «презентационную» картину на холсте «Встреча Давида и Авигеи». Композиция получилась настолько удачной, что он позже повторял ее по заказу короля Людовика XV, но уже на медной доске (не сохранилась), и для прусского короля Фридриха Вильгельма I.

Но первый и самый важный в его карьере вариант художник продал герцогу де Лавальеру. В 1782 году, накануне Великой французской революции, в Париже картина была продана с публичных торгов. Дальше след картины теряется. В каталоге-резоне Никола Флейгельса есть упоминание об этой картине в связи с ее продажей с вышеупомянутых торгов с указанием техники и размеров.


Лак со временем темнел, владельцы менялись, и авторство картины было забыто на 200 лет.

Но, как оказалось, не навсегда. Кстати, техника и размер моей находки точно соответствовали данным каталога-резоне и записям в каталоге публичных торгов 1782

года, а на старом «авторском» подрамнике картины четко читается надпись чернилами «du Cabinet La Valliere».




Упомянутые публикации​

Немилова И.С. Новая работа Н. Флейгельса в Эрмитаже. – СГЭ, 1969, [вып.] 30, с. 20-23;

Немилова И.С. Загадки старых картин. М., 1973, с. 319-333;

Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. Л., 1976, т. 1, с. 231;

Государственный ордена Ленина Эрмитаж. И. С. Немилова. Французская живопись XVIII века в собрании Эрмитажа. Научный каталог. Л., 1982 - с. 344;

Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. И.С. Немилова. Французская живопись. XVIII век. Научный каталог. Искусство 1985, с. 424;

Hercenberg B. Nicolas Vleughels (catalogue raisonne) Paris: Leonce Laget, 1975. P. 115-116.